Историческая справка

«Служба судебных приставов: история и современность»

Еще в Древней Руси при княжеском суде имелись люди, в обязанности которых входило исполнение решений князя. Их роль ограничивалась исполнением решения о наложении материального взыскания, если имелась соответствующая просьба стороны, выигравшей процесс. За приведение в исполнение решений князя полагалось вознаграждение, которое входило в размер штрафа и составляло определенную его часть.

Впервые о приставах, как об органах исполнения решений судов упоминается в договоре Великого Новгорода с великим князем Ярославом Ярославичем 1270 года. В их обязанности входило исполнение судебных решений, а также поимка должников по требованиям взыскателей и обеспечение явки вызываемых в суд. В XIV-XV веках появляется должность пристава и в других городах – теперь это уже специальное должностное лицо, выполняющее решения судебных органов и в части взыскания материального ущерба (долгов, причиненного вредя и прочее). Ввиду неразделенности административной и судебной властей, пристав выполнял и иные обязанности. В Новгородской республике приставы назначались посадником и вече. Во Пскове были приставы и у князя. Русь Московская знала великокняжеских приставов, а также приставов, действовавших под началом княжеских тиунов и судей.

С развитием процедуры исполнительного производства постепенно формулируются требования, предъявляемые к приставам и порядок принятия их на службу. Новгородская судная грамота устанавливала, что приставы должны быть людьми благонадежными. При вступлении в должность они приносили присягу. Пристав участвовал в проведении следственных действий, он извещал ответчика о суде, чтобы обеспечить явку ответчика в суд. Он мог в случае уклонения ответчика, принудительно доставлять его, даже в оковах. Приставы исполняли решения суда об изъятии имущества и возмещении имущественного вреда. При необходимости они осуществляли продажу имущества с торгов.

В России в это время господствовала система, при которой должностные лица «кормились от дел» (когда часть получаемых ими штрафов, налогов шла на их же содержание), приставы также получали вознаграждение за труд «от дел». Размер оплаты уже был четко определен в законодательстве. Так, вознаграждение за вызов в суд определялось расстоянием, которое должен был пройти пристав, чтобы известить должника.

Процесс унификации института судебных исполнителей и исполнительного производства завершился лишь после централизации русских земель. В XVII веке устанавливается порядок, при котором приставы действовали при приказах – органах управления и суда. Оплата приставов осуществляется теперь в централизованном порядке, как и остальных госслужащих.

Но, несмотря на становление российского исполнительного производства, до второй половины XIX века еще не будет документов, определяющих правовой статус приставов как государственных служащих. Тем не менее, система исполнения судебных решений сформировалась как звено государственной правоприменительной системы.

В подобном виде статус института судебных приставов, как системы обеспечения исполнения судебных актов, просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской Империи.

Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители новой советской власти, которые в отличие от судебных приставов стали государственными служащими. Судебные исполнители стояли в штатах судов и по своему статусу являлись представителями судебной власти.

В 1997 году институт судебных исполнителей был упразднен. Только после принятия в ноябре 1997 года Федеральных законов «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве» можно говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей современного облика. Принятые, а затем и дополненные Федеральные законы значительно расширили функции Службы судебных приставов и передали вновь созданный институт в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

Служба судебных приставов в Республике Мордовия начала отсчет своей деятельности с 1 мая 1998 года. – именно этим числом, согласно приказу Министра юстиции Республики Мордовия №133 от 22.04.98 года и датируется ее создание.

Практика подтверждает, что в современных условиях роль судебных приставов приобретает все большее значение. Сегодня с уверенностью можно сказать, что Служба судебных приставов стала органом реального обеспечения правосудия и законных интересов граждан. Своей повседневной работой Служба судебных приставов подтверждает свою состоятельность и действенность, способность решать возложенные на неё задачи.

Время создания/изменения документа: 04 августа 2011 11:24 / 03 апреля 2016 15:07

Версия для печати