Проект доклада и.о. руководителя на коллегию по итогам 1 полугодия 2017 года

Доклад и.о. руководителя

на заседании коллегии УФССП России по Республике Мордовия

«Об итогах деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов

по Республике Мордовия в первом полугодии 2017 года

и задачах на второе полугодие 2017 года».

 

 

 

Добрый день, уважаемые гости, уважаемые коллеги!

В текущем году мы ежемесячно, а при необходимости еженедельно общались таким расширенным составом, но в ином формате, посредством видеоконференцсвязи. Такая практика будет продолжена. Она позволяет оперативно реагировать на изменение ситуации и при этом сохраняется возможность ведения живого диалога.

С момента проведения итоговой коллегии Управления за 2016 год, с одной стороны, прошло не так много времени. С другой стороны, этот срок вполне достаточен для достижения тех ориентиров, которые должны обеспечивать необходимый уровень результативности нашей работы.   

Однако данные ведомственной статистической отчетности за шесть месяцев текущего года свидетельствуют о другом. Далеко не все руководители структурных подразделений смогли организовать работу своих подчиненных таким образом, чтобы выполнить в полном объеме задачи, поставленные на годовой коллегии.

                               

Поступление исполнительных документов

 На протяжении ряда лет в Управлении отмечался рост поступления исполнительных документов на принудительное исполнение. В целом
по России эта тенденция сохранилась и в первом полугодии текущего года.

В то же время, в нашем Управлении произошло сокращение количества исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение. За 6 месяцев 2017 года возбуждено более 132 тысяч исполнительных производств, на исполнении находилось более 251 тыс. исполнительных производств.

Поступление исполнительных документов на принудительное исполнение в 2017 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 75,2 тыс. исполнительных документов или на 36,2%.

Снижение количества возбужденных исполнительных производств связано с уменьшением поступления исполнительных документов о взыскании административных штрафов, а именно количества штрафов ГИБДД (ЦАФАП).

Соответственно, снизилась нагрузка судебных приставов-исполнителей. Как по возбужденным исполнительным производствам, так и по находящимся на исполнении.

 

Фактическое исполнение ИД

На показателях деятельности и оценке эффективности работы Управления необходимо остановиться отдельно.

Наиболее важной задачей Службы судебных приставов является планомерное окончание фактическим исполнением исполнительных документов.

Поэтому приоритетным показателем Службы в 2017 году был определен уровень доли фактического исполнения исполнительных производств. В результате принятых мер промежуточный показатель выполнили 11 отделов судебных приставов, это более половины структурных подразделений Управления и в целом по республике составил 33,56%. При плановом промежуточном показателе 33,4%. Вместе с тем, этот результат хуже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 1% - в прошлом году доля фактического исполнения составляла 34,59%.

 (Среднероссийское значение – 34,3%, в Приволжском регионе – 34,8%).

 

Нагрузка по фактическому исполнению

Фактическим исполнением окончено 71,6 тыс. исполнительных производств, что на 31 742 исполнительных производства меньше в сравнении с АППГ. 

Это прежде всего связано со снижением поступления исполнительных документов о взыскании штрафов ГИБДД со 136 тыс. до 58 тыс., или на 78 тыс. ИД (или на 57%) меньше, т.е. исполнительных документов, позволяющих исполнить их в максимально короткие сроки, в том числе за счет списания денежных средств с расчетных счетов должников.

Как следствие, уменьшение в отчетном периоде нагрузки на судебных приставов-исполнителей за один рабочий день по фактическому исполнению с 5,6 до 3,9 (на 1,7), в то время как среднероссийская нагрузка выросла и составляет 6,27 ИП в день это на 60% больше, чем нагрузка наших судебных приставов-исполнителей.

Управлением не достигнуто даже среднероссийское значение показателя «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» в размере 34,3 %. Самые низкие показатели имеют отделы судебных приставов по: Ковылкинскому (26,9%), Ромодановскому (28,2%), Краснослободскому и Ельниковскому (29,7%) районам. Ниже среднереспубликанского показателя имеют такие отделы судебных приставов как: по Ардатовскому и Атяшевскому (31,2%), Зубово-Полянскому (32,52%), Лямбирскому (32,3%), Пролетарскому (31,9%), Темниковскому и Теньгушевскому (30,6%) районам.

При сохранении текущего темпа работы показатель Доли фактического исполнения в Управлении по итогам 2017 года не превысит 45 %.
При отсутствии своевременной и должной реакции со стороны руководителей указанных структурных подразделений прогнозного значения Доли фактического исполнения Управление может не достичь.

Такое положение дел недопустимо. Пока есть время
для исправления ситуации необходимо в кратчайшие сроки принять меры
к интенсификации работы по фактическому исполнению, с учетом категорий находящихся на исполнении документов.

 

Интенсивность исполнения ИД

 В отчетном периоде важным показателем оставался уровень интенсивности исполнения требований исполнительных документов.

За 6 месяцев 2017 года окончено и прекращено 129 тыс. исполнительных производств. Интенсивность исполнения исполнительных производствсоставила 99%, что больше на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (68%), при его прогнозном значении – 104%. Прогнозное значение выполнили только 4 структурных подразделения из 20. Лучших результатов добились ОСП по: Чамзинскому (107%), Ковылкинскому (105%), Зубово-Полянскому (105%) и Октябрьскому (104%) районам.

Худшие показатели интенсивности у ОСП по: Ардатовскому и Атяшевскому (66%), Старошайговскому (82%), Темниковскому и Теньгушевскому (83%) районам.

(Среднероссийское значение – 85,4%, в Приволжском регионе – 91,3%).

Невыполнение данного показателя обусловлено ещё и тем, что судебные приставы исполнители плохо оканчивают исполнительные производства, находящиеся на исполнении длительное время. Директором Службы была поставлена задача до конца полугодия окончить исполнительные производства, возбужденные до 01 января 2016 года. На начало года в Управлении было почти 27 тыс. таких производств, без учёта алиментов, на сегодня этот остаток сократился на 8 тыс. производств и составляет 19 тыс. исполнительных документов.

Задача на второе полугодие увеличение интенсивности, в том числе за счет сокращения остатка. Необходимо провести инвентаризацию исполнительных производств, находящихся на исполнении, при необходимости провести дополнительные исполнительные действия, обязательные мероприятия и принять законные процессуальные решения об окончании этих исполнительных производств.

Главная задача судебного пристава в соответствии с Федеральным законом – своевременность, правильность и полнота принятия мер по исполнительному документу. При этом результатом может стать как фактическое исполнение его требований, так и законное окончание по другим основаниям.

 

Взыскание фискальных платежей

В 2017 году ещё одним базовым показателем в деятельности Службы судебных приставов определён «Процент взыскания фискальных платежей». Организация работы по принудительному взысканию задолженности перед бюджетом должна быть предметом особого контроля со стороны начальников отделов.

Годовой прогнозный показатель взыскания фискальных платежей
по итогам 6 месяцев Управлением не выполнен и составил 40,2 % при плановом на полугодие 50%.

Это ниже среднероссийского показателя, который составляет 50,8 % и по Приволжскому федеральному округу – 62,4%.

Сумма перечисленных в бюджет фискальных платежей составила более
575 млн руб., ее рост превысил 43 млн руб. Вместе с тем, плановое задание, установленное ФССП России, было 1 млрд 431 млн руб. Его выполнили 9 структурных подразделений из 20. Лучших результатов добились ОСП по Дубёнскому и Рузаевскому районам, которые за полугодие перевыполнили годовой план. Хуже других по взысканию фискальных платежей сработали ОСП по Чамзинскому, Краснослободскому и Ельниковскому районам и межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, которые не достигли уровня 30%.

В июле плановое задание скорректировано в сторону увеличения на 143 млн руб. и теперь сумма фискальных платежей, которую нам необходимо взыскать составляет 1 млрд 574 млн руб. Делаем вывод – во втором полугодии необходимо взыскать в бюджет 1 млрд рублей, это почти в 2 раза больше, чем в 1 полугодии.

Исходя из этого, уточняю задачи для структурных подразделений.

Индикаторные значения должны быть достигнуты. Взысканные суммы должны быть подтверждены органами, которые предъявили их для взыскания. Прежде всего, это касается взаимодействия с Налоговой службой.

 

Взыскание исполнительского сбора

Сумма взысканного структурными подразделениями исполнительского сбора возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 24,1 млн руб. до 52,3 млн руб. Годовой план по сбору в сумме 61,1 млн руб. выполнен на 85,63 % при расчетном значении 50%. Плановое задание выполнили 10 структурных подразделений, лучшего результата достиг межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств 181,4%. Причиной серьезного перевыполнения прогнозного значения послужило взыскание межрайонным отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств исполнительского сбора в крупном размере 33,2 млн рублей. Эта сумма в 1,7 раза больше размера исполнительского сбора, перечисленного в доход федерального бюджета остальными структурными подразделениями.

Низкие показатели по взысканию исполнительского сбора имеют отделы судебных приставов по: Дубёнскому, Зубово-Полянскому, Ромодановскому, Краснослободскому и Ельниковскому районам, которые не достигли рубежа 20%. Руководителям данных отделов в кратчайшие сроки необходимо принять меры по исправлению сложившейся ситуации, а ОИПР необходимо поставить указанных начальников отделов на еженедельный контроль.

Задачи для начальников отделов на текущем этапе следующие.

Первое – завершить работу по формированию дебиторской задолженности по исполнительскому сбору. И второе – организовать применение мер по вынесенным постановлениям в соответствии
с законодательством.

 

Фактическое взыскание сумм

Фактически взысканная сумма больше прошлогодней на 400 млн руб. и она составила 1,5 млрд руб.

Значительный рост взысканных сумм произошёл по исполнительным производствам о взыскании задолженности по налоговым платежам, в пользу кредитных организаций, в пользу организаций ТЭК, по жилищно-коммунальным услугам, по заработной плате, судебным актам и другие.

Общая сумма, перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, увеличилась на 126 млн руб. и составила 685 млн. руб. (АППГ — 559 млн. руб.).

 

Взыскание алиментов

Еще одним значимым результатом нашей работы является снижение с 6 967 до 6 708 остатка неоконченных исполнительных производств по взысканию алиментов. На 259 сократилось число производств по алиментным обязательствам с начала года. В том числе, за счет применения мер уголовно-правового воздействия к злостным неплательщикам алиментов.

На протяжении последних 4 лет в результате принимаемых мер Управление планомерно добивается положительной динамики по снижению остатка исполнительных производств о взыскании алиментных платежей.

Всего в пользу детей в 1 полугодии Управлением взыскано более
70 млн руб. Причем в эту сумму не входят средства, которые выплачены должниками добровольно либо удержаны из заработной платы должников.

В целях взыскания алиментов судебными приставами применяется комплексный подход, сочетающий как меры принудительного характера, так и другие меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей.

Почти 1 млн руб. взыскано алиментных платежей за счет применения полномочий по ограничению выезда должников из Российской Федерации.

Еще одной действенной мерой с начала 2016 года стало применение ограничения специального права. В рамках исполнительных производств алиментного характера в спецправе были ограничены 1392 должника. Благодаря вынесенным ограничениям, взысканная сумма по алиментным платежам выросла почти на 7 млн (6,942 млн) руб.

Активно реализуется уголовно-правовой механизм воздействия на должников. В отчетном периоде дознавателями Управления возбуждено 406 уголовных дел за неуплату алиментов.

По показателям остатка и суммы задолженности по алиментам
наше Управление входит в число лучших территориальных органов Приволжского федерального округа.

Однако в ходе проверок структурных подразделений выявляются нарушения законодательства при исполнении этой категории исполнительных производств.
В том числе, отсутствие выходов по месту жительства должника, неприменение мер административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях и, как следствие, неприменение в отношении неплательщиков алиментов мер уголовно-правового воздействия.

Это указывает на необходимость постоянного контроля со стороны судебного пристава-исполнителя, начальника отдела и его заместителя за полнотой совершенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства, особенно в вопросах взыскания алиментов.

Однако главное, что необходимо отметить, это следующее.

Отнесение исполнительных документов – будь то взыскание алиментов, задолженности по заработной плате, штрафов за вождение в нетрезвом виде
или другое – к категории социально значимых является основанием дополнительной ответственности руководителя.

Это касается не только общего контроля за показателями
фактического исполнения, но и необходимости детального мониторинга ситуации, выявления потенциальных рисков негативного развития ситуации, а также их устранения.

 

Запреты на выезд и ограничение специального права

Эффективно воздействует на должников применение судебными приставами-исполнителями мер временного ограничения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Одной из наиболее действенных мер является ограничение должников в выезде из Российской Федерации. В 1 полугодии данная мера применялась достаточно активно. Всего вынесено 5 326 постановлений о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации в отношении должников, в том числе 2 754 – в отношении должников по алиментным обязательствам. Должниками исполнены требования 428 исполнительных производств на сумму более 21 млн руб., в том числе 13 ИП по алиментам на сумму почти 1 млн руб.

С января 2016 года вступил в действие закон об ограничении должников в праве управления транспортными средствами. Общее количество исполнительных производств, в рамках которых возможно применение ограничения специального права, составило 5 767, из них по алиментным обязательствам – 1 492.

За 6 месяцев 2017 года судебными приставами-исполнителями в спецправе были ограничены 1 416 должников.

Благодаря вынесенным ограничениям, взысканная с начала года сумма составила почти 8 млн (7,8 млн) рублей.

По состояниюна 1 июля 2017 годаограниченными в спецправе продолжают быть 1 750 граждан (из них: по алиментным обязательствам – 1 077).

 

Предоставление жилья детям-сиротам

         Нарушение прав детей-сирот на внеочередное получение жилья - одна из острых проблем не только в Республике Мордовия, но и во многих субъектах Российской Федерации.

В первом полугодии 2017 года на исполнении находилось 439 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (АППГ – 503).

Окончено в связи с фактическим предоставлением жилья – 59  исполнительное производство (АППГ – 90).

Остаток неоконченных исполнительных производств составил — 377 (АППГ– 409).

За отчетный период вынесено 2 постановления о привлечении должника-организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства о предоставлении жилья детям-сиротам, одно из которых по состоянию на 01.07.2017 обжаловано в судебном порядке. Позиция судов по вопросу применения штрафных санкций к администрациям муниципальных районов такова, что вина должника-организации в неисполнении решения суда отсутствует по причине необеспечения администраций денежными средствами, необходимыми для осуществления государственных полномочий по обеспечению взыскателей жилыми помещениями.

Главной проблемой исполнения требований исполнительных документов о предоставлении  жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие должного финансирования дополнительных полномочий и обязательств органов местного самоуправления, возложенных на них решениями судов.

Защиту прав детей определил в качестве приоритета Президент страны, который отметил, что это не только наша профессиональная, но и нравственная обязанность.

Управлением в декабре 2016 года в адрес Главы и председателя Государственного собрания Республики Мордовия направлено письмо с предложением рассмотрения вопроса о возможности:

- при формировании бюджета на 2017 год предусмотреть в смете расходов средств на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработки дополнительного комплекса мер по реализации региональных целевых программ по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом финансирования.

 

Взыскание задолженности по зарплате

Еще одна социально значимая категория исполнительных производств – взыскание задолженности по заработной плате.

За 6 месяцев возбуждено 772 исполнительных производства о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму более 23 млн руб. Общее количество исполнительных производств указанной категории, находившихся на исполнении, составило 1 313 на общую сумму почти 40 млн руб.

Окончено и прекращено 905 исполнительных производств на сумму более 26 млн руб. Интенсивность исполнения требований исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 119 % (АППГ — 72,8 %).

Фактически исполнены требования 672 (524 ИП)исполнительных документов на сумму более 18 млн руб. (6,8 млн), что составило 51 % от общего количества исполнительных производств данной категории, находившихся на исполнении.

Взысканная сумма по исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате увеличилась более чем на 13 млн руб. или на 102% по сравнению с АППГ и составила почти 22 млн руб. (АППГ — 8,4 млн руб.).

При этом работниками аппарата Управления в ходе проверок в структурных подразделениях выявляются многочисленные факты нарушений при исполнении таких исполнительных производств. Бездействие по ним не только нарушает права граждан, но и создает негативные информационные поводы для обсуждения работы Службы.

 

Взыскание задолженности по коммунальным платежам

Нельзя оставить без внимания исполнительные производства о взыскании        задолженности по коммунальным платежам. На исполнении находилось свыше    8,5 тыс. исполнительных производств данной категории взыскания, на сумму       262 млн руб.

Фактическим исполнением окончено 1 871 исполнительного производства, с учетом частичного взыскания – на сумму более 27 млн руб.

Вынесено 408 постановлений о временном ограничении выезда из Российской Федерации на сумму 25 млн руб., в результате должниками исполнены требования 31 исполнительного документа на сумму 1,2 млн руб.

Судебными приставами-исполнителями совместно с представителями управляющих компаний проведено 33 рейда в рамках возбужденных исполнительных производств о взыскании коммунальных платежей, в результате которых сумма погашенной задолженности составила 147 тыс. руб.

Одной из причин, влияющих на эффективность взыскания задолженности по коммунальным платежам, является невысокий уровень жизни населения республики. Большую часть должников, имеющих высокую задолженность по коммунальным платежам, составляют малообеспеченные либо социально неблагополучные и неработающие граждане, которые не стремятся к погашению своих долгов. Имущество, на которое возможно обратить взыскание и погасить долг за счет его реализации, у них отсутствует.

Нахождение должников за пределами республики на протяжении длительного времени без соответствующей регистрации лишает возможности судебного пристава-исполнителя контролировать размер доходов должников, а также установить их имущественное положение по фактическому месту пребывания.

Указанные факты, безусловно, влияют на результаты фактического исполнения требований исполнительных документов о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам.

 

Исполнение судебных актов

На контроле ФССП России стоят ещё два показателя: фактическое исполнение судебных актов и судебных актов о взыскании административных штрафов.

На исполнении в отчетном периоде находилось 83 474 исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов, из них 23 126окончено фактическим исполнением, что составило 27,7% (АППГ – 19,18%), при этом среднероссийское значение составляет 22,0%, в Приволжском федеральном округе – 22,4% (установленный показатель 48,1%).

Фактически взысканная сумма увеличилась на 3,6 млн. руб. в абсолютных значениях с 12,7 млн. руб. до 16,3 млн. руб.

Не смотря на все принимаемые меры, доля оконченных исполнительных производств фактическим исполнением исполнительных производств данной категории остается пока низкой, что, поэтому в этом году нам предстоит большая работа по повышению данного показателя.

Судебные акты о взыскании административных штрафов

В этом году на исполнении находилось 8 504 судебных акта о взыскании административных штрафов.

Интенсивность исполнения рассматриваемой категории составила 105 %, что на 30 % больше чем аналогичный показатель за 6 месяцев 2016 года.

Фактическим исполнением окончено 2 177 исполнительных производств о взыскании штрафов судов.

Показатель «Доля фактического исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов о взыскании административных штрафов» составил 25,6 % (АППГ – 19,31%), среднероссийское значение составило 23,7%.

 

Взыскание налоговой задолженности

В отчетном периоде мы, как и ранее, активно сотрудничали с коллегами из налоговой службы по взысканию налоговой задолженности.

На исполнении находилось 31 079 исполнительных документов (постановлений и судебных актов) о взыскании налоговых платежей и страховых взносов на общую сумму 2 млрд 440 млн руб.

Окончено и прекращено 15 155 исполнительных производств (или 48,7 % от общего количества) указанной категории на сумму 827 млн 554 тыс. руб.

Окончено в связи с фактическим исполнением требованием исполнительных документов 6 562 исполнительных производства (или 43,3 % от всех оконченных) на сумму 326 млн руб.

Общая сумма, перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации, составила 404 млн руб. (АППГ – около 270 млн руб.).

По состоянию на 01.07.2017 остаток неоконченных исполнительных производств о взыскании налоговых платежей и страховых взносов составил                 15 732 исполнительных производства на сумму 1 млрд 406 млн руб.

В отчетном периоде количество арестов имущества должников, произведенных судебными приставами-исполнителями, составило — 73 ареста на сумму 109 млн руб.

  Совместный показатель эффективности исполнительных действий по постановлениям налоговых органов (ст. 47 НК) составил 67,6 %, при установленном на 2017 год - 50 %.

Совместный показатель эффективности исполнительных действий по судебным актам (ст. 48 НК) составил 108,5 %, при установленном на 2017 год – 75%.

Выросла доля исполнительных производств этой категории, оконченных фактическим исполнением – 11 466 ИП, что составляет 48,6% от общего количества оконченных исполнительных производств указанной категории

Во втором полугодии мы продолжим реализацию мер, направленных на повышение эффективности взыскания налоговой задолженности.

 

Уголовные штрафы

         Уголовные штрафы – это та категория исполнительных производств, которая находится на особом контроле у судебных приставов.

В отчетном периоде на исполнении было 581 исполнительное производство о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступлений, на общую сумму почти 231 млн руб., в том числе 46 исполнительных производств по коррупционным преступлениям, на сумму 208 млн. руб.

Окончено и прекращено 199 исполнительных производств, что составляет 34,5 % от общего количества исполнительных производств данной категории, на сумму 21 млн руб.

         В связи с оплатой штрафа окончено 155 исполнительных производств, взысканная сумма возросла на 3,3 млн руб. и составила 8,3 млн руб. (5 млн руб.).

 

Взыскание в пользу организаций ТЭК

Значительно активизирована работа судебных приставов по взысканиюзадолженности за поставленные энергоресурсы в пользуорганизаций топливно — энергетического комплекса.

На исполнении находилось 6 189 исполнительных производств указанной категории на общую сумму 230 360 тыс. руб.

В отчетном периоде возбуждено 3 782 исполнительных производства на общую сумму 140,5 млн руб., что больше поступления аналогичного периода прошлого года на 929 исполнительных документов - по количеству, и на 89 млн руб. - по сумме.

Окончено и прекращено 3 412 исполнительных производств на общую сумму 104 млн руб. (АППГ — 1 592 на сумму 34 млн руб.), фактически исполнены требования 1 526 исполнительных документов на сумму почти 80 млн руб. (АППГ —  1 086 на сумму 11 млн руб.).

Общая сумма, перечисленная организациям ТЭК, значительно увеличилась на 71 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 86,2 млн руб. (АППГ — 15 млн руб.).

 

Взыскание в пользу кредитных организаций

В 1 полугодии на исполнении находилось 18 857 судебных решений о взыскании денежных средств в пользу кредитных организаций на общую сумму более 17 млрд руб., в том числе с физических лиц — 18 253 исполнительных документа на сумму 11 млрд руб.

Окончено и прекращено 4 530 исполнительных производств указанной категории на общую сумму 4 млрд 300 млн руб. (АППГ -  2 050 на сумму 1 млрд 854 млн руб.), фактическим исполнением – 1 631 исполнительное производство на общую сумму 131 млн руб. (АППГ — 1 096 на сумму  61 млн руб.).

По итогам 6 месяцев в пользу кредитных учреждений взыскано и перечислено 281 млн руб.

 

Реализация имущества должников

Эффективность принудительного исполнения в значительной степени зависит от результатов применения таких мер, как наложение ареста на имущество должников и реализация имущества.

Управлением большое внимание уделяется активизации работы по передаче арестованного имущества на реализацию, в том числе на самостоятельную реализацию имущества должникам. Основной задачей по линии реализации имущества является сокращение исполнительных производств, в рамках которых арестованное имущество длительное время не передается на реализацию.

Основной показатель «степень влияния реализации имущества должников на исполнение актов судебных и иных органов» 11%, установленный центральным аппаратом ФССП России на 2017 год Управлением выполнен и составил 22,67% (АППГ- 11,47%).

(Среднероссийское значение – 14,7%, в Приволжском регионе – 12,2%).

Главная задача – повышение качества работы и усиление контроля, в том числе, за соблюдением сроков при обращении взыскания на имущество должников.

Необходимо обеспечивать надлежащее уведомление сторон исполнительного производства о процессуальных решениях судебного пристава-исполнителя, а также открытость и прозрачность процесса реализации арестованного имущества.

 

Розыск должников и их имущества

Неотъемлемой частью исполнительного производства является разыскная деятельность Управления, которая должна быть направлена на фактическое исполнение исполнительных производств.

За отчетный период судебными приставами-исполнителями, осуществляющими розыск, заведено 419 разыскных дел (АППГ- 344) на общую сумму 31 млн 546 тыс. рублей (АППГ - 26 млн 094 тыс.). Прекращено 325 разыскное дело, из них 297 – с розыском, что составляет 91,4 % от общего количества прекращенных, в том числе с розыском должника – гражданина – 209, 177 – по алиментным обязательствам. Разыскано 12 единиц автотранспортных средств (АППГ – 11), в том числе с использованием информационного ресурса ГАУ РМ «Госинформ» (подсистема «Поток плюс»).

В отчетном периоде сотрудниками Управления проводились рейды в местах массового скопления автотранспорта по выявлению должников по исполнительным производствам с использованием приложения «Мобильный розыск», в ходе которого должникам вручались требования о явке к судебному приставу-исполнителю, осуществлялась оплата должниками имеющейся задолженности, накладывался арест на автотранспортные средства, принадлежащие должникам.   

Однако фактическое значение показателя «Процент разыскных дел, прекращенных в связи с розыском» составило 38 % при прогнозном значении 50 %. Этого значения удалось достичь всего 3 структурным подразделениям. Основная причина заключается в недостаточно активной работе с остатком разыскных дел. 

В этой связи начальникам отделов необходимо обеспечить индивидуальный подход к разыскным делам. По каждой категории должны быть выработаны конкретные мероприятия, позволяющие установить местонахождение разыскиваемых должников и их имущества.

 

Обеспечение установленного порядка деятельности судов  

В центре нашего внимания всегда находятся вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов, что является одной из главных задач Управления Федеральной службы судебных приставов.

Противоправных действий в судах, а также в отношении должностных лиц Управления в отчетном периоде не допущено. Это и является главным итогом нашей работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Прогнозные показатели, установленные Перечнем оценки эффективности деятельности территориальных органов ФССП России по направлению ОУПДС выполнены в полном объеме.

 

Попытки проноса запрещённых предметов, адм. нарушения

В 1 полугодии 2017 года судебные приставы по ОУПДС обеспечивали установленный порядок в 4738 судебных заседаниях по распоряжениям судей и указаниям старших судебных приставов. Все поданные заявки судей по обеспечению безопасности судебных процессов удовлетворены.

Судебными приставами по ОУПДС при осуществлении пропускного режима и поддержании установленного порядка в судах и судебных участках мировых судей Республики Мордовия выявлено 519 попыток проноса запрещённых к вносу в суды предметов, в том числе: огнестрельное оружие — 13, боеприпасы — 215, газовое и травматическое оружие — 3.

Успешное выполнение судебными приставами по ОУПДС задач в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов непосредственно зависит от уровня их специальной подготовки, физической и психологической подготовленности.

Особое внимание необходимо обратить на физическую подготовку судебных приставов по ОУПДС, систематически проводить занятия, ежедневные инструктажи.

Задача старших судебных приставов обеспечить постоянное обучение личного состава отдела.

При поддержании общественного порядка в зданиях судов судебными приставами по ОУПДС в отчетном периоде пресечено с составлением административного протокола 386 правонарушений, это на 13% больше чем в 1 полугодии 2016 года (342).

Выявление и пресечение административных правонарушений является одним из определяющих направлений по линии ОУПДС.

 

Выдворение нелегальных мигрантов

В этом году Управлением продолжена работа по исполнению постановлений суда о принудительном выдворении иностранных граждан, лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а также по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Выдворено за пределы Российской Федерации 32 нелегальных мигранта (28).

При реализации полномочий по оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, количество разысканных лиц составило 41 человек (АППГ-41). Из них 34 лица задержано – по преступлениям небольшой тяжести, 5 человек – по преступлениям средней тяжести, 2 лица - по тяжким преступлениям.

Все задержанные лица переданы сотрудникам полиции. Безусловно, что это довольно неплохой вклад в укрепление правопорядка.

 

Организация дознания

В отчетном периоде успешно применялся уголовно-правовой механизм обеспечения принудительного исполнения. Должники, не исполняющие требования исполнительных документов, привлекались к уголовной ответственности.

Структурными подразделениями Управления в этом году возбуждено 422 уголовных дела (АППГ – 510), из которых 320 – окончено производством, 319 – направлено в суд с обвинительным заключением.

При этом 406 уголовных дел возбуждено в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, 3 уголовных дела по статье 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», 1 уголовное дело по ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации», 11 уголовных дел возбуждено по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»                 и 1 по ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду».

Все показатели по линии дознания, утвержденные ФССП России на 2017 год, выполнены в полном объёме.

 

Работа с обращениями граждан

Одним из критериев, по которому оценивается работа каждого органа, в том числе и Службы, являются поступающие обращения и жалобы. В 1 полугодии поступило 566 обращений, что на 4,2 % меньше аналогичного показателя прошлого года.

По тематике вопросов, поднятых заявителями, снизилось число жалоб и обращений по вопросам взыскания алиментов почти на 11%, увеличение обращений произошло по жилищным спорам на 50% и о взыскании денежных средств на 4,8%.

Существенно увеличилось число жалоб в порядке подчиненности со 169 до 305, это более 80%.

Одной из основных причин, по которым требования заявителей не удовлетворены, является формальный подход старших судебных приставов при рассмотрении жалоб, поданных в порядке подчиненности, поступивших в структурные подразделения, выражающийся в неполном разрешении всех доводов и вопросов, поставленных заявителем. На оперативных совещаниях начальникам отделов — старшим судебным приставам неоднократно указывалось на необходимость улучшения качества рассмотрения обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности.

По фактам нарушений законодательства о работе с обращениями граждан принимаются самые жёсткие меры: проведено 2 служебные проверки, по результатам которых к должностным лицам применены дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора. В отношении 40 должностных лиц принято решение о снижении премиального вознаграждения. При рассмотрении жалоб, поданных в порядке подчиненности, в отношении 2 должностных лиц принято решение о снижении премиального вознаграждения.

Одной из основных задач Управления во втором полугодии 2017 года будет оптимизация работы с обращениями граждан, обеспечение восстановления их нарушенных прав и интересов, сокращение общего количества обращений, в первую очередь по отдельным социально–важным категориям исполнительных производств (алименты, заработная плата, предоставление жилья) путем повышения качества рассмотрения обращений, совершенствования личного приема, обеспечения соблюдения сроков и порядка рассмотрения заявлений сторон исполнительного производства.

 

Акты прокурорского реагирования

Хочу отметить, что определенным критерием оценки работы структурных подразделений для нас служат акты прокурорского реагирования.

В 1 полугодии в Управлении на рассмотрении находилось 293 акта прокурорского реагирования (АППГ - 263), увеличение составило 11%.

В том числе:

- 10 представлений (АППГ – 12), снижение на 2 представления или на 16,7 %, 

- 283 протеста на незаконные решения, принимаемые судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительных производств (АППГ – 251), увеличение на 32 протеста или на 12,7 %;

         В отчетном периоде произошел рост количества протестов и отмеченных в них нарушений по вопросам исполнительного производства, это связанно с увеличением количества проведенных органами прокуратуры проверок, а главными причинами являются непринятие и несвоевременное принятия мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов и ненадлежащего контроля со стороны начальников отделов - старших судебных приставов за работой своих подчиненных.

В августе в аппарате Управления необходимо проанализировать результаты
их рассмотрения в первом полугодии текущего года, сделать определенные выводы и довести до структурных подразделений.

Руководители структурных подразделений должны относиться к данным вопросам со всей серьезностью. В первую очередь, это касается устранения выявляемых прокурорами нарушений и реализации системных мер по их предупреждению.

 

Информатизация

Сегодня уже сложно представить процедуру исполнительного производства без использования информационных технологий. В том числе, активно развивается межведомственное электронное взаимодействие.

В рамках соглашений, заключенных с 33 кредитными организациями, осуществляется электронный документооборот по различным направлениям.
В частности, с 24-мя – по исполнению запросов судебных приставов-исполнителей.

Общий объем электронного документооборота на федеральном
и региональном уровнях составляет более полумиллиона.

По итогам первых шести месяцев текущего года почти 87 % выносимых судебными приставами-исполнителями постановлений направляются
в кредитные организации и регистрирующие органы в электронном виде.

Установленное Государственной программой Российской Федерации «Юстиция» на 2017 год прогнозное значение соответствующего показателя
в размере80% за первые полгода достигнуто.

Руководителям структурных подразделений необходимо держать данную работу под личным контролем.

 

Общественный совет

Конечно, в нашей работе большое содействие оказывает Общественный совет при Управлении. Во втором полугодии нами запланировано расширение общественного контроля в сфере рассмотрения обращений.

В июле состоялось очередное заседание Общественного совета при Управлении, на котором принято решение об участии членов Совета в совместных с руководством Управления приёмах граждан с выездом в районные отделы судебных приставов.

Необходимо сказать, что Общественный совет в целом переводит свою работу в формат, максимально приближенный к стандартам открытости. Председатель общественного совета лично принимает участие в заседаниях Конкурсной комиссии Управления.

 

Общественная и социальная жизнь

Не остается без внимания сотрудников Управления и социальная деятельность. Продолжаем оказывать благотворительную помощь воспитанникам Ялгинского детского дома – школы.

3 февраля проведена благотворительная акция по сдаче крови,      58 сотрудников безвозмездно сдали свою кровь во благо здоровья и жизни людей.

17 апреля в Управлении создана первичная профсоюзная организация Управления.

В целях повышения мотивации в профессиональной деятельности, организации социальной защиты государственных гражданских служащих и членов их семей, Управлением проведена работа по организации летнего отдыха детей государственных гражданских служащих Управления.

В летний период детям государственных гражданских служащих Управления выделены 2 бюджетные путевки в детский оздоровительный лагерь Республики Мордовия - “Орленок», «Солнечная Мордовия», 11 детей, являющиеся членами семей государственных служащих Управления, обеспечены путевками в санаторий ФССП России «Зелёная долина».

Также, проведен региональный этап фестиваля – конкурса «Хрустальная звездочка».

В канун Дня России состоялась торжественная церемония принятия присяги и награждения сотрудников Управления медалями за выслугу лет, наградами органов государственной власти Республики Мордовия и другими ведомственными наградами. Мероприятие прошло на Аллее боевой и трудовой славы Республики Мордовия.

На верность закону, интересам государства и народа перед Государственным флагом и флагом ФССП России присягнули 18 судебных приставов, впервые поступившие на государственную гражданскую службу. Также в этот день награды различного уровня были вручены 65 сотрудникам службы судебных приставов региона.

 

Кадровое обеспечение

Эффективное решение задач, стоящих сегодня перед Управлением невозможно решать без взвешенной и целенаправленной кадровой политики. Управление активно, через процедуру конкурсного отбора, набирает новых сотрудников. А это означает, что нам необходимо создать преемственность поколений и организовать не только учебу и получение практических навыков, но и создать такую атмосферу в коллективе, которая бы позволила каждому из сотрудников максимально раскрыть свой потенциал.

За последние 2 года произошло сокращение штатной численности нашего Управления на 92 единицы.

По состоянию на 1 июля 2017 года штатная численность Управления составила 516 государственных служащих, укомплектованность составила 97 %.

В отчетном периоде уволено с государственной гражданской службы 32 сотрудника. Текучесть кадров составила 16,7 % (АППГ – 16,5 %). 

Текучесть кадров ухудшает многие показатели служебной деятельности. Прежде всего – это снижение результатов по линии исполнения производства и ОУПДС, из-за медленного вхождения в курс дела молодых сотрудников.

 

Задачи на 2 полугодие 2017 года

А теперь хотелось бы остановиться на задачах, стоящих перед Управлением во втором полугодии 2017 года:

Увеличение количества документов, оконченных фактическим исполнением.

Безусловное взыскание сумм в бюджетную систему РФ по налоговым платежам и штрафам по постановлениям уполномоченных органов.

Отработка судебных актов, в том числе постановлений судей о взыскании административных штрафов.

Обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних детей при  взыскании алиментных платежей, при предоставлении жилья детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей.

Сокращение количества неоконченных исполнительных производств.

Эффективное использование автоматизированной информационной системы АИС ФССП России.

Повышение уровня специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС, совершенствование форм и методов работы структурных подразделений и повышение качества профессиональной подготовки по направлению ОУПДС, укрепление служебной дисциплины.

Повышение качества работы с обращениями граждан, совершенствование форм и методов этой работы, повышение профессионального уровня сотрудников Управления.

Мы с Вами должны сделать все возможное, чтобы деятельность Управления стала еще более открытой для общества. Ведь повышение открытости и информированности – один из факторов, повышающих степень общественного доверия.

         Уверен, что наши успехи и достижения помогут и впредь поддерживать эффективность правосудия на высоком уровне и защищать права граждан путем надлежащего исполнения закона. 

Время создания/изменения документа: 08 августа 2017 08:48 / 08 августа 2017 08:49

Версия для печати